Еще бы в них не пропадать!
Разные аркады и шутеры, какими бы крутыми они не были – это, конечно, очень хорошо. Но любимейшим моим жанром были такие игры, в которых нужно хорошенько пораскинуть мозгами.
И вот как раз консоль Sony PlayStation 1 щедро отсыпала мне такой опыт.
Однажды летним днем я прогуливался по городу и нашел магазин, в котором продавали диски с играми. Но помимо новых экземпляров там продавали еще и Б/У, на которые цены были вообще копеечные, от 10 до 30 рублей за штуку, как сейчас помню.
И вот как раз тогда, просматривая стопку б/у-шек, я нашел вот этот диск:
Даже не представляя на тот момент, чем игра является – я этот диск купил, т.к. понравилась обложка. Думал, что там драчки какие-то.
Однако придя домой, меня ждал большой сюрприз.
Но перед тем, как мы пойдем дальше — хочу отметить забавный момент. Тот самый магазин, где я впоследствии начал покупать все эти Б/У игры – через определенное время я неимоверно сильно начал бесить продавщицу, молодую женщину, которая там работала. Настолько сильно она меня невзлюбила, что как только видела в очередной раз – сразу же делала недовольное лицо и, если рядом был парень, который к ней захаживал, говорила – «Опять он пришел, он меня уже бесит…».
Но перед этим еще нюанс. Изначально все эти диски лежали за стеклянным прилавком друг на друге, боком, так что ты смотрел на них и видел примерно это:
Т.е. ничерта вообще не понятно, что за игра, о чем она, даже картинку не видно. Наугад покупать было не классно совсем, поэтому я выбирал какой-то диск, тыкал в него пальцем, и только потом уже мне его вытаскивали и давали посмотреть.
Я долго разглядывал обложку, читал описание, и если мне не нравилась игра – я отдавал диск обратно. После чего выбирал какой-то другой, мне его опять-таки вытаскивали, я снова его долго рассматривал…
Короче, так могло продолжаться несколько раз, при каждом моем посещении данного магазина.
В какой-то из дней, устав терпеть это все, продавщица начала мне вытаскивать сразу все стопки имеющихся игр, и я уже мог с удовольствием рассмотреть каждую и выбрать то, что нравится.
И еще кое-что.
Они продавали и новые диски тоже. Но Б/У стоили очень дешево, однако – никакой гарантии на них не давали. Они могли быть с царапинами, или вообще не работать. Это уже как тебе повезет. Покупай, как говорится, на свой страх и риск.
И да, действительно. Некоторые диски, которые я покупал – были все покрыты множеством царапин, некоторые глючили, какие-то отказывались работать.
Но для меня-то это были больше, чем какие-то там диски — это были, черт возьми, целые игровые миры, в которые я не смогу попасть из-за того, что фортуна мне не улыбнулась, и диск оказался испорченным!
Короче, если диск не работал, или работал плохо – я шел в магазин и выносил там продавщице весь мозг. Мол, ниче не знаю, диск не работает, хочу обменять его бесплатно на другую игру. Частенько мне давали это сделать, что удивительно.
Вот, что значит истинная настойчивость.
. . .
Но вернемся к той игре с красивой обложкой, о которой я начал рассказывать чуть ранее – Vanguard Bandits.
Дома обнаружилось, что это невероятно крутая тактическая ролевая игра. И это был целый мир в средневековом, слегка анимешном антураже…
В нем было семь стран, каждая с разной историей, своим положением дел и своими целями и амбициями. Некоторые были в статусе войны с одной или несколькими другими.
Помимо стран присутствовало огромное количество персонажей, опять- таки, у каждого из которых был свой взгляд на происходящее и свои цели. Среди них были и принцессы, и главы стран, и телохранители, наследники трона, чьи-то сыновья или дочери и т.д.
По ходу сюжета все это переплетается в куче разных диалогов, и все они отлично прописаны, между прочим.
Но зацепило меня не это. Точнее, не только это.
Игра начинается с того момента, где на главного героя с отцом, которые мирно себе сидят в своей деревеньке – нагло нападает империя. А боевые действия здесь происходят посредством огромных боевых роботов, которыми как раз управляют люди.
И когда после череды диалогов начинается новое сражение – вот тут-то игра начинает блистательно сиять всеми своими красками.
Собственно, в чем заключается геймплей (игровой процесс). Вид сверху на тактической карте ничем особо не впечатляет:
Здесь видно, кто в какой точке изначально находится, какая местность вокруг и прочее.
Но дьявол кроется в деталях, как говорится.
Каждый такой робот – отдельная боевая единица, со своими:
- Параметрами здоровья,
- Прочими характеристиками,
- Количеством очков действий,
- Вооружением,
- Пилотом, в конце концов.
Игра проходит в пошаговом режиме, где у обеих сторон в каждом ходу у каждого из подконтрольных юнитов есть возможность сделать один ход, в котором можно совершить ряд действий.
Все эти пилоты в роботах (только твои, разумеется) действуют так, как ты им прикажешь. А именно – можно или пройти какое-то расстояние по карте, или напасть на кого-нибудь, или перекрыть стратегически важный участок карты, или защитить кого-то из своих, закрыв проход к нему собой. Ну или сразу несколько из перечисленного.
Если идет не твой ход и нападают на тебя – ты можешь выбрать, что делать. Защищаться, попробовать увернуться, предпринять попытку выполнить контратаку или же вообще ничего не делать, приняв удар.
Причем, если нападают в спину (а позиционирование на карте играет огромную роль в сражении) – защищаться уже нельзя, тут спасет только уворот. И в зависимости от параметров твоего робота, на которого нападают – у тебя есть определенный процент на удачный исход выбранного действия:
А когда уже ты своим таким роботом нападаешь на вражеского, вылезает новое окошко. Снова можно просчитать:
- какова вероятность того, что твой удар вообще достигнет цели;
- сколько здоровья отнимет, если все же достигнет;
- намерен ли враг защищаться или попробует уклониться.
И что самое классное, так это сам момент боя, когда назначены все действия, атакующие или защитные:
Абсолютно все, что происходит в боевой фазе – все это отлично анимировано. Все прыжки, подскоки и отскоки, замахи и выпады, рубящие и колющие удары.
Более того, каждое из действий приправлено соответствующими фразами пилотов, да еще и враги тебе на это отвечают:
Вот из такого вот разнообразного конструктора всевозможных параметров и условий — и состоит вся игра.
В боях нужно продумывать ситуации на несколько шагов вперед, следить внимательно за очками здоровья всех твоих роботов, за степенью их усталости (которая если накопится до 100% — на какое-то время выключит вообще этого робота).
А если будешь играть невнимательно и совершать ошибки – можешь распрощаться со своими пилотами. А мертвые здесь опыт не получат и соответственно не вырастут, не станут сильнее.
И более того – если убьют главного героя, то моментально наступит жестокий и беспощадный Game Over.
И это я лишь очень кратко все описал, на деле все еще немного глубже.
Ну а помимо общего направления сюжета – тут мы имеем в наличии еще и нелинейность. В зависимости от выбора в диалогах по ходу игры, в зависимости от степени влюбленности определенных женских персонажей в нашего главного героя – игра может уйти в другое русло сюжета, плюс иметь другую концовку.
Первый мой раз, когда я проходил эту игру, все мои выборы и сложившиеся по ходу условия сложились, как мне кажется, в самый зверский вариант, в котором была невероятно тяжелая финальная битва, которую я так и не смог пройти, как только не пытался…
Отдельно хочется отметить, что во всей игре, как в мирные, так и в боевые моменты – великолепная музыка. Бодрые, динамичные, грустные композиции – есть все.
Такие вот пироги с котятами.
. . .
Позднее, уже не помню каким образом, ко мне в руки попала еще одна игра, похожая на ту, которую я только что описал:
Это тоже тактическая стратегия, где все действия происходят в 2112 году, в нашем, реальном мире. Высокие технологии здесь дошли до такого уровня, что появились огромные боевые роботы, которых использовали по всей планете. В военных, разумеется, целях.
Опять-таки, игра пошаговая, и вид сверху ничем не блещет:
У нас снова есть пилоты роботов.
Роботов много видов, и вот здесь возможностей несколько больше, чем в прошлой игре.
Абсолютно все запчасти можно менять и модернизировать:
- Руки (левая и правая),
- Ноги,
- Тело,
- Вооружение.
Запчасти плюс ко всему могут быть от разных производителей, а посему — иметь совершенно разные параметры и внешний вид
И т.к. здесь у нас уже не средневековье, а будущее – то и оружие соответствующее, огромных размеров огнестрельное:
- Пулеметы;
- Дробовики;
- Винтовки;
- Снайперские винтовки;
- Ракетницы;
- Гранатометы;
- Различное оружие ближнего боя и щиты.
- Секретное экспериментальное оружие…
По факту, вне боя ты можешь все эти компоненты менять любым понравившимся тебе образом, под твой стиль игры.
Дополнялось это еще и тем, что по ходу сражений сами пилоты учились новым навыкам и маневрам, которые могли в нужное время здорово так перевернуть исход боя.
А уже непосредственно в самом бою, камера переносилась в крупные планы и весь процесс боя был отлично анимирован, все выстрелы, удары и прочее:
И тактической глубины здесь хватало с избытком.
Рельеф и вообще всю местность на каждой карте нужно было учитывать. За параметрами прочности деталей твоих роботов нужно было пристально следить.
Например, если твоему роботу полностью повредили левую руку – она уничтожается, вместе с оружием, которое там было. Отстрелили обе руки — все, оружия у тебя больше нет.
Если повредили полностью ноги – твой робот больше не может передвигаться.
А вот если уже полностью повредили тело – он уничтожается. Однако перед этим у тебя есть шанс катапультироваться пилотом.
Но что эта маленькая шмакозявка сможет сделать всем этим гигантским роботам?
Только пострелять из пистолетика, но это для них — что комариные укусы.
Однако и здесь есть хитрости.
Если вражеский робот остался без своего пилота, или ты каким-то образом убил его ДО уничтожения его робота, или контузил и вынудил преждевременно катапультироваться – ты сможешь его робота захватить. Если сохранишь его к концу миссии, то нужно будет решить, что с ним делать:
- Полностью разобрать на запчасти,
- Продать целиком,
- Самому использовать его в последующих миссиях.
И снова же хочется отметить музыку, она снова великолепна.
Неудивительно, ведь саундтреки были написаны японскими композиторами, Кодзи Хаяма и Хаято Мацуо.
В общем – шедевр, а не игра.
. . .